"Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедический работе" |
Руководители проекта:
Толстякова Елена Борисовна
директор школы
Отличник просвещения
Автор проекта:
Петрова Наталия Игоревна
учитель-логопед первой квалификационной категории
|
Актуальность проекта
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей: таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями речи в последнюю четверть XX и начало XXI века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря им появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Также становится возможным создание принципиально новых «обходных» путей развития речи (как в устной, так и в письменной форме), проектирование и нахождение существенно более эффективных способов решения традиционных «вечных» задач специального обучения. индивидуализации обучения.
|
Проект использования информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях реализуется с опорой на методику обучения детей с нарушениями письменной речи В.К.Орфинской, Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Гопиченко и др.
Создаваемые компьютерные программы адресованы прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам, работающим с младшими школьниками, но могут использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии устной и письменной речи своих детей, при условии консультирования специалистами.
|
Гипотеза проекта:
коррекция и развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов будет более эффективна, если учитель-логопед в работе с детьми будет использовать в системе в качестве обучающих средств компьютерные (логопедические) программы.
Цель проекта:
разработка и применение компьютерных программ в логопедической работе с учащимися начальных классов.
Общие задачи проекта:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- исправление нарушений звукопроизношения с использованием разработанного программного комплекса;
- развитие лексико-грамматического строя и связной речи младших школьников с применением компьютерных средств обучения;
- коррекция нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста с помощью специализированных информационно-коммуникационных технологий, разработанных в рамках создания проекта
|
Частные задачи:
- разработка специализированных компьютерных средств помощи при коррекции различных нарушений устной и письменной речи;
- ознакомление учащихся и педагогов с современными информационно-коммуникационными технологиями;
- освоение необходимых технических средств и оборудования детьми и педагогами;
- обучение и помощь учителям-логопедам в создании компьютерных программ; разработка приемов и методов их продуктивного использования в коррекционной работе.
|
|
Ожидаемые результаты
Создание и накопление достаточного объема эффективных программных комплексов для коррекции различных речевых нарушений; составление пакета программ.
Разработка практических рекомендаций по организации различных видов коррекционной (логопедической) работы с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Проведение учебных курсов для учителей–логопедов по обучению созданию компьютерных средств логопедического воздействия в коррекции нарушений устной и письменной речи. |
|
Механизмы выполнения проекта (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)
Для достижения поставленных задач проект предусматривает целенаправленную деятельность учителя-логопеда средней школы №12 по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста с использованием разработанных компьютеризированных средств.
Формирование экспериментальной и контрольной группы среди учащихся начальных классов средней школы №12, имеющих одинаковые нарушения устной и письменной речи. Проведение диагностического исследования особенностей речи учащихся в группах в начале и конце 2008-2009 учебного года. Анализ полученных результатов. Подтверждение эффективности использования компьютерных программ. Научно-практическое обоснование.
Проведение обучающих курсов для учителей-логопедов по обучению технологии создания и применения информационно-коммуникационных средств в логопедической работе.
|
|
Инновационный потенциал проекта
Разработка с возможностью дальнейшего предоставления образовательным учреждениям методических рекомендаций по организации различных видов педагогической деятельности учителей-логопедов по коррекции у учащихся нарушений устной и письменной речи.
Создание с возможным предоставлением образовательным учреждениям практических пособий (компьютерных программ) для преодоления различных речевых нарушений.
Проведение педагогических семинаров, научно-практических конференций для специалистов города и области по проблемам поиска современных средств логопедической помощи младшим школьникам.
|
|
Программа курсов для учителей-логопедов по обучению современным информационно-коммуникационным технологиям, самостоятельному созданию компьютерных средств логопедической помощи и способам их использования в логопедической работе
Реализация проекта использования компьютерных технологий в логопедической работе осуществляется в рамках учебных курсов для учителей-логопедов по нескольким направлениям, среди которых:
- обучение созданию и использованию компьютерных средств помощи учащимся с нарушениями звукопроизношения;
- помощь в разработке и применении компьютеризированных способов развития связной речи учащихся;
- подготовка и применение дополнительных (компьютерных) средств в работе над темпо-ритмической организацией речи детей младшего школьного возраста;
- обучение созданию компьютерных программ в качестве вспомогательного средства коррекции дисграфических и дислексических нарушений;
- разработка программ для работы с учащимися, имеющими диагноз дизорфография.
|
|